Дж. Кугель уже обращал внимание, насколько отдельные логические ходы Филона -- вполне безупречные с точки зрения его платонико-стоической риторики -- близки к идеям, находимым в #КнигаЮбилеев (с её гораздо менее академизированным семитским слогом).
Вот, например, толкуя Быт 1:1 Филон сообщает, в частности, что "В НАЧАЛЕ" (для него -- εναρχη, что усиливает потенциальный смысл "=в качестве самого главного") относится прежде всего к небу (так и пишет: "самым главным Моисей называет небо"). По-видимому, в рамках этого прото-"драша" он предлагает поставить точку после слова "НЕБО" -- и тем самым разрешает противоречие между "сотворил" и "была хаотична".
Ретроецируем чтение Филона на Быт 1:1:
-- "В НАЧАЛЕ (=в качестве самого главного) СОТВОРИЛ Б-Г [умопостигаемое] НЕБО (=идею идеи?); А [умопостигаемая] ЗЕМЛЯ (=идея материи) БЫЛА ХАОТИЧНА И БЕЗОБРАЗНА".
Однако следом Филон, по-видимому, сразу вводит немного другой "драш", с несколько иными чтениями: "преимущества Моисей удостоил... умопостигаемое небо, невидимую землю, воздух, пустоту, воду, дыхание и, наконец, свет -- всего семь вещей".
Во-первых, "БЕЗОБРАЗНА" (αορατος <tohuwa-bohu) теперь теряет любые негативные коннотации, а служит лишь подтверждением, что это была не физическая земля, а умопостигаемая (видимая лишь умственным, но не физическим, взором).
Во-вторых, в качестве творений "В НАЧАЛЕ" (εναρχη="в качестве самого главного") теперь фигурируют уже _все_ существительные, встречающиеся в первом стихе (ретроецируем) :
-- "В НАЧАЛЕ (=архетипами) Б-Г СОТВОРИЛ [умопостигаемое] НЕБО, [умопостигаемую] ЗЕМЛЮ [, которая поэтому была НЕВИДИМА], [а также] [умопостигаемый] ВОЗДУХ (=hošek "тьма", "ибо воздух в действительности чёрный"), ПУСТОТУ ( ="бездну" < tehom "ибо пустота не имеет предела"), [умопостигаемую] ВОДУ, [умопостигаемое] ДЫХАНИЕ (...<ruah "ветер, дух") и СВЕТ.
Этот драш отвечает, таким образом, на вопрос о том, откуда же взялись упомянутые в тексте объекты (тьма-над-бездной и ветер-над-водой) -- и решает его путём превращения их в однородные "небу" и "земле" дополнения при глаголе "сотворил" (сотворил небо, землю, воду, бездну итп).
В-третьих, этот "драш" -- что подтверждается и дальнейшим -- подразумевает, что ВСЕ СЕМЬ объектов, сотворённые в первый день Шестоднева, являются объектами идеальными, умозрительными, АРХЕ-типическими (в отличие от 2-ого дня и далее). Т. е. в конечном итоге Филон имеет-таки в виду, что де-факто это "αρχη" указывает-таки на Логос (< Hokmah), что следует и из расположения притчи про зодчего-логоса перед этим. Но вслух Филон об этом ни разу не говорит (возможно, полагая это учение эзотерическим?)
Но почти такое же синтаксически и философски чтение Быт 1:1 (тоже вместе с исчислением "начал" числом семь!) мы находим и в #КнигаЮбилеев :
"ИБО В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ОН СОТВОРИЛ НЕБЕСА, КОТОРЫЕ ВВЕРХУ (!), И ЗЕМЛЮ [которая была тьма-над], И ВОДЫ, И ВСЕХ ДУХОВ (<ruah), которые Ему служат, И АНГЕЛОВ (<elohim)... <далее 9 видов ангелов, в т. ч., "мрака, света, утра, вечера", так что подсчёт сбивается>..."которые он приготовил по величию своей Мудрости, ибо 7 великих вещей Он сотворил в ПЕРВЫЙ ДЕНЬ".
Что наблюдаем?
а) Как и #Филонъ, КЮ предлагает относить глагол "СОТВОРИЛ" не только к небу и земле, но и к воде, духам, ангелам и свету -- "семи великим творениям".
б) Как, похоже, и #Филонъ, КЮ подразумевает -- но не эксплицирует -- что "rešit" = Мудрость, а "семь великих творений" -- включая ангелов погоды и времён суток --сотворены "по предвиденью", т. е. до того, как появились сами феномены, за которые эти ангелы будут отвечать.
Т. о., речь идёт об изложенном семитским мифологическим языком представлении, будто Творец сперва -- в первый день, он же "начало"! -- создавал некоторые умозрительные прото-творения ("ангелов"), кот. прообразуют дальнейшие, пока не созданные, физические явления. Т. е. пересказ платонизма.
Более того, сфера умозрения, в которой возникают эти прообразы творений, напрямую эксплицируется как их логическое место, и отождествляется с Мудростью из Мишлей, 8 ("по предвиденью Своей Мудрости"). Т. е. гипостазирование Мудрости. Предок филоновского Логоса.
в) Ни Филон, ни КЮ не проводят, однако, открыто и непосредственно отождествления rešit = hokmah = логос, не ссылаются на стих про rešit-darkw. Что это значит? Возможно, Мишлей для них обоих ещё не обладает достаточным статусом, мыслится не как канон (объект комментария), а как просто книжка, живой и современный собеседник? Или, наоборот, это эзотерическое учение о "логосе-втором-боге", которое нельзя сообщать профанам? В любом случае, невозможно помыслить, что они не знают Притч 8:22 и не опираются на комбинацию этого стиха с Быт 1:1.
(упоминание "вод", "гор", "облаков" в КЮ может также опираться на Притч 8:24-26)
г) В отличие от Филона, однако, КЮ вообще не говорит о творении света -- казалось бы, самом важном из деяний 1ого дня! "Cвет" фигурирует лишь в четвёрке тьма-свет-утро-вечер, т. е. как время суток (< yom).
Обычно я предлагаю это трактовать как импликацию равенства "небесные ангелы = свет первого дня", т. е. трактовку Света-Первого-Дня как 'материал' идеального мира (в Талмуде это скорее стабильно огонь -- но КЮ может здесь, как и с ангелами-идеями, находиться под косвенным влиянием некой платоновской школы, где световая символика тесно переплетается с образом умозрительных объектов).
г) В отличие от Филона, КЮ не находит способа легитимировать "бездну" (и, видимо, "тьму", если она не входит в число ангелов, ср Притч 8:27б) среди "семи великих вещей". Автор мог счесть тьму-над-бездной дополнительной характеристикой земли, а не самостоятельными объектами -- но в качестве таковой они тоже не фигурируют. Он просто о них умалчивает! Если текст верен, то не может ли это быть намёком на тайное (неведомое ангелу-рассказчику?) создание Тьмы и Бездны -- Мастемы и Преисподней -- в первый же день?
---
Таким образом, хотя и #Филонъ, и #КнигаЮбилеев читают Быт 1:1 через Притч 8:22, и отождествляют "первый день", rešit и "Мудрость" -- и, в результате, предполагают, что в 1-ый день было сотворено 7 архетипических идеальных объектов -- для КЮ это, по-видимому:
"(1) высшее НЕБО
(2)ЗЕМЛЯ
(3) ВОДА
(4) духи (=ВЕТЕР/ДУХ
(5) ангелы (=eloqim)
(6) ангелы ( = ??? (возм. =тьма, ср Притч 8:27б???))
(7) ангелы (=СВЕТ)",
а творения "бездны" нет,
для Филона же это:
(1) высшее НЕБО
(2) ЗЕМЛЯ
(3) воздух (=ТЬМА)
(4) пустота (=БЕЗДНА)
(5) ВОДА
(6) pneuma/ДЫХАНИЕ
(7) СВЕТ",
а слово eloqim не рассматривается.
Избегание упоминаний тьмы и бездны, а также привлечение образа ангелов, кажутся характерными для автора КЮ. Напротив, привлечение стихиальных (вода, воздух) и физиософских (пустота) мотивов -- характерными для Филона.
Если Филон и был знаком здесь с КЮ (или с восходящей к ней традицией), то он целиком пересобрал её заново с опорой на LXX -- "3-воздух", "4-пустота", "6-дух/дыхание", "7-свет" легко выводятся из "hošek, tehom, ruah, or" оригинала, но очень плохо из "---, ---, духи-служители, ангелы лика" из КЮ.
В таком случае, из ОБЩЕГО у КЮ и Филона как толкователей Быт 1:1 лишь два с половиной мотива:
-- "Первый день" это локус идеального и архетипического, а не физического творения
-- rešit в свете Притч 8:22 означает мудрость/ предвидение /логос /замысел
-- В первый день было сотворено 7 архетипических первопредметов (ср. "10 вещей, созданных в сумерки" в Пиркей Авот 5:6).
Все 2,5 концепции должны были, в таком случае, возникнуть не позже начала II в. до х. э. (в среде, близкой к последователям редакторов и авторизаторов книги Притч? однако понаслышке знакомой с теорией идей?), а через 200 лет стать известен Филону (либо из семьи, либо из общения с семитоязычными коллегами, либо из письменных переводов на греческий).
Помимо прочего, это, видимо, значит, что на первых порах и в ранней форме философский синтез платонизма и библейского мифа/образа начался не в греческой среде, у [учителей] Филона, а в семитоязычной среде, у мистиков-апокалиптиков? А Филон лишь опирался на эту традицию?